Неточные совпадения
— Ну-с, ну-с, какая ваша теория? — сказал с улыбкой Катавасов Левину, очевидно вызывая его на спор. — Почему
частные люди не имеют
права?
Он в первый раз понял тогда всю жестокость и несправедливость
частного землевладения и, будучи одним из тех людей, для которых жертва во имя нравственных требований составляет высшее духовное наслаждение, он решил не пользоваться
правом собственности на землю и тогда же отдал доставшуюся ему по наследству от отца землю крестьянам.
— Видите, какая я хорошая ученица. Теперь этот
частный вопрос о поступках, имеющих житейскую важность, кончен. Но в общем вопросе остаются затруднения. Ваша книга говорит: человек действует по необходимости. Но ведь есть случаи, когда кажется, что от моего произвола зависит поступить так или иначе. Например: я играю и перевертываю страницы нот; я перевертываю их иногда левою рукою, иногда
правою. Положим, теперь я перевернула
правою: разве я не могла перевернуть левою? не зависит ли это от моего произвола?
Я сел на место
частного пристава и взял первую бумагу, лежавшую на столе, — билет на похороны дворового человека князя Гагарина и медицинское свидетельство, что он умер по всем правилам науки. Я взял другую — полицейский устав. Я пробежал его и нашел в нем статью, в которой сказано: «Всякий арестованный имеет
право через три дня после ареста узнать причину оного и быть выпущен». Эту статью я себе заметил.
Для служащих были особые курсы после обеда, чрезвычайно ограниченные и дававшие
право на так называемые «комитетские экзамены». Все лентяи с деньгами, баричи, ничему не учившиеся, все, что не хотело служить в военной службе и торопилось получить чин асессора, держало комитетские экзамены; это было нечто вроде золотых приисков, уступленных старым профессорам, дававшим privatissime [самым
частным образом (лат.).] по двадцати рублей за урок.
Сомнение в оправданности
частной собственности, особенно земельной, сомнение в
праве судить и наказывать, обличение зла и неправды всякого государства и власти, покаяние в своем привилегированном положении, сознание вины перед трудовым народом, отвращение к войне и насилию, мечта о братстве людей — все эти состояния были очень свойственны средней массе русской интеллигенции, они проникли и в высший слой русского общества, захватили даже часть русского чиновничества.
Он восклицает: «Слово действительность имеет для меня то же значение, что Бог!» «Общество, — говорит Белинский, — всегда
правее и выше
частного лица».
Но я стою на одном: что
частные вопросы не имеют
права загромождать до такой степени человеческие умы, чтобы исключать вопросы общие.
Я мог бы привести здесь примеры изумительнейшей выносливости, но воздерживаюсь от этого, зная, что
частные случаи очень мало доказывают. Общее настроение общества и масс — вот главное, что меня занимает, и это главное свидетельствует вполне убедительно, что мелочи управляют и будут управлять миром до тех пор, пока человеческое сознание не вступит в свои
права и не научится различать терзающие мелочи от баттенберговских.
— «Как странно думать, что эти прекрасные вещи когда-то были заперты в домах
частных людей и кто-то один имел
право пользоваться ими! Красивое должны видеть все, только тогда оно живет!»
Не говорим о тех авторах, которые брали
частные явления, временные, внешние требования общества и изображали их с большим или меньшим успехом, как, например, требование правосудия, веротерпимости, здравой администрации, уничтожения откупов, отменения крепостного
права и пр.
Вместе с тем как
право «сметь свое суждение иметь» перестает быть достоянием только известного ранга или положения, а делается доступно всем и каждому, вместе с тем и в
частной жизни появляется более солидности и самостоятельности, менее трепета пред всяким посторонним судом.
Вначале действительно Петр хотел строго хранить свое incognito и, чтобы в Европе не узнали его, употребил даже меру, позволительную разве только при тогдашнем состоянии понятий о
правах частных лиц: он повелел распечатывать все письма, отправляемые из Москвы за границу через установленную почту, и задерживать те, в которых было хоть слово о путешествии царя!
Сенат, который в отсутствие Монарха имел всю власть Его, но который по кончине Петра утратил свое могущество — будучи заменен Верховным Тайным Советом, а после Кабинетом Императорским — хотя и был восстановлен со всеми
правами Императрицею Елисаветою, но бесчисленные дела, стекаясь в сем главном судилище, так сказать, исчезали в его архивах к неизъяснимому вреду
частных людей и государственной экономии.
Сатира обличала дурных помещиков и старалась защищать человеческие
права крестьян. С 1762 года идет ряд указов о повиновении крестьян помещикам. В 1783 году утверждается крепостное
право в Малороссии. До воцарения императора Александра сотни тысяч крестьян раздаются во владение
частных лиц. В 1857 году поднимается вопрос об освобождении крестьян.
Совершив, в силу роковой ограниченности своей, ошибку в оценке
частных проявлений теократического принципа, оно осталось вполне
правым в общем определении религиозной природы власти, и его прозрения заслуживают здесь глубокого, проникновенного внимания.
Алиса Осиповна с холодным, деловым выражением ответила ему, что она кончила курс в
частном пансионе и имеет
права домашней учительницы, что отец ее недавно умер от скарлатины, мать жива и делает цветы, что она, m-lle Анкет, до обеда занимается в
частном пансионе, а после обеда, до самого вечера, ходит по хорошим домам и дает уроки.
Право частной собственности этически должно быть признано как
право ограниченное, как
право употребления, а не злоупотребления.
Ничем не ограниченное и абсолютное
право частной собственности породило зло и несправедливость общества феодального и общества капиталистического, от него пошли нестерпимые социальные неравенства, пролетаризация масс, лишение трудящихся орудий производства и революционные настроения, которые доводят угнетенных до такой степени зависти, злобы и мести, что теряется человеческий образ.
Социализм подверг сомнению
право частной собственности, и он, конечно, был
прав в своем сомнении.
— Гм!.. А хоть бы и за ширму… Тут ничего нет особенного… тем более, что я доктор, — солгал я, — а доктора,
частные пристава и дамские парикмахеры имеют
право вторгаться в
частную жизнь.
Признание религии
частным делом, т. е. признание субъективного
права свободы совести, есть обычный параграф либерально-демократических программ, и этот принцип взят социал-демократией из либеральной демократии.
Окончив там курс с
правом на штурмана, я около года прослужил в обществе пароходства и торговли, но затем, женившись на двадцать первом году на одной очень хорошенькой барышне в Одессе, я бросил морскую службу и поступил бухгалтером в одну
частную контору.